Телефон или почта. Абашевские гончарные игрушки выделяются среди других изделий подобного рода пластической выразительностью, лаконизмом скульптурного языка, образностью решения, отходом от натурализма. Отличительной особенностью почерка наиболее талантливых мастеров являлся сатирический характер части традиционных изделий: городовой с взятками, городовой на свинье и так далее.
Глиняные игрушки народных промыслов России
В новом материале — абашевская глиняная игрушка. Абашевская игрушка-свистулька — одна из самых фантасмагоричных кустарных глиняных игрушек. Местом возникновения промысла является Спасский уезд Пензенской губернии и село Абашево в частности. Дошедшие до нас формы, сюжеты и раскраска игрушек сформировались в конце XIX — начале XX века, при том что о гончарных промыслах Абашева известно с года. Одним из популяризаторов игрушки, открывшим её широким массам, стал актёр, исследователь и коллекционер Николай Церетелли, который в своей книге «Русская крестьянская игрушка» года рассказал о поездке в Абашево и встречах с мастером Ларионом Зоткиным. В сюжетах абашевской игрушки переплетены персонажи начала XX века — барыни, всадники, солдаты, гимназисты, а также фантасмагоричного вида животные — олени, быки, бараны, козлы, собаки, птицы.
Перейти к содержимому. В Пензенском крае издавна был широко развит гончарный промысел. Но только в двух местах — наровчатском Абашево и чембарском Языково — гончары делали не только посуду, но и на радость детворе игрушки и свистульки. Что представляет собой сегодня языковская игрушка, к сожалению, известно лишь очень узкому кругу специалистов и коллекционеров. Изделия же мастеров из Абашева знают не только учёные и любители прикладного искусства, но и люди далёкие от народных промыслов. Происхождение абашевской игрушки пока не выяснено, существует даже предположение о связи её со старообрядчеством или даже язычеством 1.
Когда речь заходит о русско народной игрушке, большинство вспоминает филимовскую или дымковскую, но очень редко абашевскую. Это визуальное исследование нацелено на знакомство с абашевской игрушкой, ее историей, символикой и процессой изготовления. Также немалая часть посвя- щена тому, какие отголоски игрушки мы видим сейчас в XXI веке. Во время работы над исследованием я искала визуальные параллели в цветах, форме и пластике в истории искусст и в том, что меня окру- жает, и с чем я сталкиваюсь каждый день.